ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Сайт современной литературы

Электронный журнал (редактор Михаил Наумович Ромм)

  Дата обновления:
04.11.2010
 
Поиск

 

Главная страница
О проекте
Авторы на сайте
Книжная полка
Гуманитарный фонд
Воспоминания о ГФ
Одно стихотворение
Пишите нам
Архив

Проекты:

«Литературное имя»

«Новые Ворота»

Публикации:

Поэзия

Проза

Критика

 
 

банерная сеть «Гуманитарного фода»

 
 

Rambler's Top100

 
 

Дружественные ресурсы:

 
 

 

как рекламировать стихи?

ЧИТАЙТЕ


Прежде всего напомню содержание статьи Е.Дворникова. Мысль его столь очевидна, что, пожалуй, уже шаблонна: „Тот факт, - пишет автор "заметок", - что именно печать и ежедневная периодика стали сегодня властителями дум, сменив на этом поприще поэтов, лишь подчеркивает мою мысль: "оттепель-56" и "весна-85" при всей своей внешней схожести - две совершенно разные стадии общественного самосознания. Мы на ином витке спирали", разница же заключается в том, что если в 56-м году был шок от Неожиданных" разоблачений сталинизма и "нужно было дать выплеск гражданским чувствам" (дело поэзии), то в 85-м году, Напротив, все про все знали" и значит "тут на авансцену выдвигаются документ, объективные свидетельства, дневник, мемуары" (дело публицистики и журналистики) . "Отчего же современные поэты - не кумиры?" - снова и скова вопрошает Е. Дворников.
И заканчивает неожиданно: "Поэты-текстовики невысокого пошиба срывают овации, кото­рые не шились ни Шекспиру, ни Пушкину. Что же с поэзией? Почему вызывающий примитив – ее знамя? Почему разлад, дискомфорт, дисгармония - ее сладость?"
Вот такая статья. Что тут еще скажешь?
Признаться, мне неинтересна сама постановка проблемы. Только в ранней юности меня привлекали "поэты-кумиры". С возрастом прошло. Теперь я полностью присоединяюсь к процитированному в статье мнению Булата Окуджавы, который "считает, что положение вполне нормальное, а ненормально как раз обратное - поэтическое половодье наблюдающееся в былые года".
С Другой стороны, сравнение поэзии 80-х с поэзией 60-х поверхностно - и та и другая "вол­на" ведет свою генеалогию от 20-х годов нашего века. Думает-
1ХИ ?
Вот вопрос, который озадачил редакцию ТЦ после прочтения "полемических заметок" ДВОРНИКОВА "Что с поэзией" ("Правда", 25.06.80 г. Предлагаем читателям вестника высказаться по поставленной проблеме. Сегодня же "Правде" отвечает Леонид ЖУКОВ.
Думается, что выход к основным архитипам человеческого сознания в поэзии возможен сегодня через исчерпывание поэтики начала века.
Действительно, требуется анализ. Нельзя все сваливать в одну кучу. О каких "поэтах - текстовиках" говорит Е. Дворников? - Может, это Гребенщиков? Или
Башлачев? Или Высоцкий? А может быть, авторы (к счастью, мне неизвестные) шлягеров Аллы Пугачевой и Валерия Леонтьева? В самом деле, Гребенщиков "срывает овации, которые не снились Пушкину". Ну и что? И Маяковскому "не снились" такие овации, хотя он тоже в свое время срывал то, что не снилось Пушкину. Ведь и Пушкин "срывал овации", который не снились Державину. И так далее - вплоть до Гомера и Орфея. Просто людей на земле становится больше да и средства массовой информации развиваются. Впрочем, о чем мы говорим, о литературе или о рок-культуре?
Россия — страна абсурда. Центральная газета "Правда" распинается перед поэтами, почему она не печатает стихов, хотя право печатать или не печатать
тот или иной материал без объяснения причин -нормальное право всякой нормальной редакции. При этом указывается что последние публицистические стихи Е. Евтушенко не имеют имеют "ничего похожего на тот эффект, который в свое время имели его "Наследники Сталина", хотя известно, что и во всем мире никакие стихи сегодня не имеют "того эффекта", "Тот эффект" -сегодня у рок-музыкантов. Их же Е. Дворников, предполагаю, относит в разряд „площадного примитива". КАМЕНЬ, заложенный в основание современной литературы Даниилом Хармсом, ДАЕТ ПЛОДЫ. Читайте Юрия Арабова, читайте Андрея Туркина, читайте Дмитрия Александровича Приго-ва, когда их книги издадут. Бедный Евтушенко - еще "тот эффект"!
Бедная поэзия - "Ничего похожего на тот эффект"!
Если же вас не устраивает "разлад, дискомфорт, дисгармония" поэтики абсурда, примитива, и концепта, читайте вполне классические стихи Домбровского, Солодовникова, Чичибабина-"наслаждайтесь" гармонией
их еще сталинских лагерных сyдеб. Когда их книги издадут. Решетка ржавая, спасибо, Спасибо, старая тюрьма, -Такую волю дать могли бы Мне только посох и сума! -(Н. Солодовников) Это одна сторона, медали. А вот другая:
Нам всем грозит свобода Свобода без конца Без выхода, без входа Без матери-отца
Посередине Руси
За весь прошедший век
И я ее страшуся
Как честный человек
(Д. А. Пригов)
Хоть плачь, хоть смейся.
Я предпочитаю и плакать, и смеяться, а наслаждаться - в недавно возникшем в Москве эротическом театре А. Демидова. Короче, жить нормальной жизнью нормального человека. И боже меня упаси от кумира -поэта ли, генералиссимуса ли! -Что с поэзией?
- Ау, тов. Дворников, выхо­дите из шока
Читайте.

 

 
На главную В начало текущей В начало раздела Следующая Предыдущая
 

 © Михаил Наумович Ромм  Разработка сайта